ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ТРЕНЕРОВ ЦЕНТРА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ. Г. В. Шкуропий, заместитель директора МБУ ЦСП «Альбатрос»

Стремительное обновление социального бытия, детерминантами которого является интеграция, информатизация, компьютеризация, ориентация на успешность, обусловливает пересмотр прежних, функционально ориентированных взглядов на специалиста, его подготовку, профессиональное совершенство, качество результатов труда. Сегодня обществу недостаточно «знающего», эффективно справляющегося со своими обязанностями специалиста, требуется успешный, т.е. инициативный, способный видеть и решать проблемы как самостоятельно, так и в составе команды специалистов, умеющий брать на себя ответственность и принимать решения в обновляющихся ситуациях, постоянно профессионально самосовершенствующийся, профессионал.

В сфере физкультуры и спорта общие тенденции развития профессионального сообщества переплетаются с особенными и единичными тенденциями, присущими современному состоянию тренерского корпуса.

В ходе изучения особенностей профессиональной деятельности начинающего тренера нами было выявлено следующее:

— молодые тренеры имеют  невысокий уровень сформированности профессионально значимых характеристик личности (учет реакций детей, умение снять напряжение и усталость детского коллектива, сопричастность, тактичность, объективность, педагогическая направленность и др.);

— довольно часто встречается неадекватная самооценка тренера;

— проявляется  недостаточность психолого-педагогических знаний, связанных со спецификой преподавания в спортивных учреждениях и неумение использовать теоретические знания на практике.

— сегодня все тренеры, независимо от стажа работы, испытывают объективную потребность в существенном обновлении своих знаний (независимо от специализации и вида спорта). При этом каждый второй тренер испытывает затруднения методического характера;

— многие начинающие тренеры не знакомы с технологией организации и проведения научно-методической работы, не готовы профессионально к ней, не занимают в тренерском коллективе позиции педагога-экспериментатора.

          Рядом исследователей, занимавшихся проблемой педагогического мастерства спортивного тренера , были выявлены и сгруппированы причины, препятствующие и затрудняющие профессиональный рост молодого тренера [3]. Выделим основные из них.

Во-первых, причины объективного характера, не зависящие от самого тренера:

  1. Чрезмерная учебная нагрузка и отсутствие времени для работы над собой;
  2. Слабая учебно-материальная база (отсутствие специальных приспособлений, отсутствие нормального рабочего места и т. п.);
  3. Загруженность другими видами работ, различными мероприятиями, не способствующими профессиональному росту тренера;
  4. Недостаточная помощь со стороны руководителей, коллег по работе в начальный период тренерской деятельности;
  5. Отсутствие в коллективе необходимой социально-психологической атмосферы, взаимопонимания, творчества, доброжелательности, требовательности;
  6. Необъективность оценки результатов педагогической деятельности тренера, отсутствие системы стимулирования профессионального педагогического труда, проявления высокого уровня педагогической культуры, его мастерства;
  7. Отсутствие или потеря перспективы профессионального роста.

Во-вторых, субъективные причины, в основном зависящие от самого тренера:

  1. Небольшой  опыт учебно-воспитательной деятельности;
  2. Слабая общая психолого-педагогическая и особенно методическая подготовленность;
  3. Недостаточное развитие профессиональных личностных качеств;
  4. Слабость развития волевых черт характера в преодолении трудностей по обучению и воспитанию юных спортсменов, организации учебно-воспитательной работы;
  5. Случайность выбора профессии тренера, нежелание заниматься педагогической деятельностью;
  6. Отсутствие устойчивой мотивации на творческую, активную и целеустремленную педагогическую деятельность;
  7. Неумение или нежелание настойчиво, постоянно и целенаправленно заниматься самосовершенствованием для развития собственной педагогической культуры и др.

Необходимо отметить, что все эти причины взаимосвязаны между собой.

Актуальность проблемы развития методической компетентности тренера спортивного учреждения продиктована следующими обстоятельствами:

— в современных условиях особенно важно, чтобы тренер уверенно ориентировался в многообразии современных научно-педагогических подходов и методических решений, чтобы он мог не только использовать и адаптировать готовые методические решения, но и самостоятельно выполнял научно-методическую работу;

— только во взаимосвязи с развитием методической компетентности можно сформировать устойчивый интерес тренера к методической и научно-методической работе;

— именно методическая компетентность тренера обеспечивает результативность процесса обучения юных спортсменов, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности [1,4].

Проблема развития методической компетентности преподавателя тесно связана с проблемами более общего характера — развитием профессионально-педагогической культуры, методологической компетентности, научно-исследовательских умений и навыков и др.

Сегодня мы не можем сказать точно, сколько и каких  профессиональных компетенций должно быть сформировано у начинающего тренера.

Проблема формирования методической компетентности начинающего тренера в условиях функционирования спортивного центра до сих пор не являлась предметом специального научного  исследования. Более того,  в науке нет единого подхода к определению понятий «методическая компетентность», «методическая компетенция» и «методическое мастерство».

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств начинающего специалиста, отражающая уровень знаний и умений, достаточный для достижения цели в определенной деятельности. Профессиональная компетентность начинающего тренера характеризуется процессом принятия педагогических решений, схематично она может быть задана в виде набора основных профессиональных задач. Особое место среди профессиональных компетенций начинающего тренера занимают методические, т.е. связанные с обучением конкретному виду спорта. Можно  выделить большее число методических компетенций, основываясь на задачах обучения тому или иному виду спорта в спортивном центре и специфике деятельности при обучении данному виду спорта. При этом в основу выделения этих компетенций положены базовые деятельности тренера:

— ставить цели и мотивировать (деятельность воспитанников  и т.д.);

— планировать и проектировать (  процесс спортивной подготовки , процесс формирования определенного навыка и т.д.);

— подготавливать (тренировочный процесс,  и т.д.);

— реализовывать (тренировку и т.д.);

— контролировать (результаты спортивных достижений и т.д.);

— профессионально самосовершенствоваться (осваивать новые технологии и т.д.) [4].

       Анализ научной литературы и практики работы начинающего тренера  позволил конкретизировать некоторые противоречия процесса развития методической компетентности тренера, а именно:

— между необходимостью и потребностью тренера обладать этой компетентностью и недостаточной разработанностью теоретических основ процесса ее совершенствования;

— между необходимостью непрерывного совершенствования методического уровня профессионально-педагогической деятельности и существующей системой повышения квалификации работников системы образования;

— между социальным заказом на высокообразованного и компетентного специалиста и инертностью многих спортивных педагогов по  приведению своих знаний и умений в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу;

— между уникальными возможностями каждой личности и недостаточным их учетом в моделировании и осуществлении форм и методов совершенствования профессиональной, в том числе методической компетентности и др.

Все это требует от преподавателя выбора и переосмысления своей Я-концепции, сущностных аспектов целеполагания и целеосуществления, переоценки своих психолого-педагогических знаний и умений, способов своего профессионального труда.

       Становление начинающих тренеров можно рассматривать с двух позиций:

-Первая заключается в узком понимании содержания профессионального становления, сводящемся к характеристике оснований для проектирования педагогического взаимодействия между субъектами и объектами исследуемого процесса.  К ним можно отнести минимальные требования к уровню подготовки тренера, предъявляемые государством согласно образовательным стандартам, квалификационные требования к профессиональной подготовке профессорско-преподавательского состава; требования к уровню сформированности у преподавателей методических навыков и навыков воспитательной работы, которые определены квалификационными требованиями к специалисту в соответствующей области.

К основным направлениям профессионального становления относятся формирование педагогической направленности, формирование педагогической компетентности начинающих тренеров и выработка у них индивидуальной системы педагогической деятельности.

— Вторая позиция, в более широком смысле, содержит процесс профессионального становления тренеров, который включает в себя противоречия, цель, задачи, объект и субъект, принципы, методы, формы, функции и результат. Такой подход охватывает все ведущие компоненты профессионального становления молодого тренера, а изучение противоречий помогает организаторам профессионального становления начинающих тренеров — преподавателей спортивных учреждений избежать стихийности в действиях и управлять этим процессом на научной основе.

Цель профессионального становления начинающих тренеров заключается в создании мотивации на тренерско-педагогическую деятельность; формировании у них необходимых для работы в спортивном учреждении  знаний, навыков, умений.

Исходя из этого, мы можем сказать, что основными задачами профессионального становления молодого тренера является формирование мировоззрения молодого специалиста, понимающего социальную обусловленность педагогической деятельности, обладающего развитой культурой педагогического мышления, умеющего выявлять тенденции и прогнозировать перспективы развития своей профессиональной деятельности в социальном плане; воспитание определенных профессиональных и морально-нравственных качеств, обеспечивающих готовность к принятию обоснованных педагогических решений, к заинтересованности в качественной подготовке юных спортсменов [5].

Всем эффективным образовательным системам присущ системный подход, ориентированный на конкретную деятельность (т.е. в сочетании с деятельностным подходом). Качество деятельности начинающего  специалиста в области физической культуры и спорта изменяется в ходе профессиональной подготовки, проходя в своем развитии несколько этапов и уровней: начальный, текущий, плановый, эффективный, перспективный (идеальный). Этим уровням профессиональной деятельности должны соответствовать уровни развития компетенций.

Начальный уровень профессиональной деятельности молодого тренера складывается к началу его методической подготовки и определяется общими (ключевыми) компетенциями и их конкретизацией на педагогическую область – общепрофессиональными компетенциями, которые развиваются в ВУЗе в процессе подготовки по педагогике, психологии, а также специальными компетенциями, связанными с дисциплиной. В ходе подготовки тренера  как педагога закладываются основы многих методических компетенций, которые являются конкретизацией педагогических знаний, умений, навыков на предметную область. Гибкий, подвижный текущий уровень сформированности профессиональной деятельности – уровень, постоянно изменяющийся непосредственно в процессе методической подготовки, от семестра к семестру. Здесь каждая компетенция постепенно наполняется содержательно, становится более полной – как за счет получения знаний и умений, так и в ходе приобретения практического опыта (на педагогической практике в спортивной школе, в  реальных условиях).

 Плановый уровень – уровень, определенный в образовательных стандартах. Он предполагает овладение основными видами деятельности, обеспечивающими решение профессиональных задач,   то есть как раз и является «готовностью» к выполнению профессиональной деятельности.

Формирование методической  компетентности тренера с позиций синтеза системного и личностно-деятельностного подходов  в спортивном центре осуществляется в три этапа: начальном, текущем (переменном) и плановом. Эффективное развитие компетенций на каждом этапе можно обеспечить при выполнении определенных условий. Каждый этап определяется набором формируемых методических комипетенций составляющих компетенций (установки, личностные качества, знания, умения, навыки, опыт и др.).

В заключение отметим следующее:

1. Развитие отечественной системы физкультуры и спорта детерминирует перестройку деятельности тренера, которая все чаще рассматривается  и анализируется с позиции профессиональной( методической) компетентности тренера.

2. Для тренера-преподавателя учреждения спортивной направленности существенно важным является высокий уровень развития методических компетенций, наличие которых создает объективные предпосылки качественных изменений процесса спортивной подготовки.

3. Методическая компетентность тренера имеет собственную структуру, содержание, удельный вес среди прочих компонентов профессиональной компетентности и связана с реализацией информационно-ориентационной, моделирующей, мобилизационной, трансляционной, контрольно-оценочной и аналитической функций деятельности педагога.

 4. В условиях жизнедеятельности ( функционирования в режиме развития)  требуется пересмотр цели, содержания, методов  и форм методической работы тренера-преподавателя в направлении усиления ее научной составляющей, которая обеспечивала бы формирование и развитие методической компетентности тренера за счет включения его в непрерывный процесс совершенствования психолого-педагогического знания, принципиальной трансформации всех компонентов профессиональной  деятельности.

Использованная литература:

1.Бочковская, В.Л. Технология управления профессиональным развитием студентов педагогических вузов / В.Л. Бочковская // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 8 (42). – С. 17-21.

2.Валуйских, Н.В. Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза / Н. В. Валуйских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 5 (39). – С. 27-32.

3.Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев [и др.] // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 1 (71). – С. 35-41.

4.Николаева, Е.М. Технология руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов / Е.М. Николаева // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 7 (53). – С. 80-83.

5.Ступникова, М. Ф. Педагогические условия формирования компетентности у будущего учителя в применении компьютерного образовательного комплекса / М.Ф. Ступникова, П.О. Ступников // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 3 (37). – С. 95-97.

Добавить комментарий