Начиная работу с молодыми тренерами, мы ставим перед собой следующие задачи:
- дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего тренера;
- повышать профессиональный уровень тренера с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
- развивать творческий потенциал начинающих тренеров, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого тренера;
- создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих тренеров.
Профессиональное становление начинающего тренера — процесс поэтапного практического овладения педагогической профессией, характеризующийся ценностно-смысловой переориентацией личности молодого специалиста, направленный на формирование профессионального самоопределения. Начальный период профессионального становления молодого тренера (первые 5 лет пребывания в профессии).
В рамках этих пяти лет установлены следующие этапы:
— первый этап (от 0 до 1 года) – адаптация: освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, приспособление молодого тренера к профессиональным требованиям, овладение необходимыми навыками и умениями;
— второй этап (1-2 года) – самоутверждение: развитие индивидуального стиля способов выполнения деятельности, формирование профессионально значимых педагогических качеств и способностей, приобретение педагогической компетентности;
— третий этап (3-5 лет) – самореализация: идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная позиция, обобщение профессиональных представлений, активизация профессионально-ценностных ориентаций, развитие доминирующих мотивов, возрастание методической компетентности.
Процесс профессионализации непосредственно связан с личностным становлением, которое способствует становлению статусному (внешнему), и характеризуется изменением взаимоотношений с социумом, формированием профессионального самоопределения.
Таким образом, назрела необходимость отдельной работы с молодыми специалистами со стажем работы до пяти лет.