Введение
Программа деятельности МБУ ЦСП «Альбатрос», в соответствии с Уставом, является организованной основой спортивно-оздоровительной политики в области дополнительного образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития физкультурно-спортивной системы дополнительного образования и меры ее реализации.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Муниципальное бюджетное учреждение центр спортивной
подготовки «Альбатрос» (далее по тексту – МБУ ЦСП «Альбатрос») осуществляет программу спортивной направленности в соответствии с Уставом.
1.2. МБУ ЦСП «Альбатрос» в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «О физической культуре и спорте», Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от07.03.1995 г. №233, Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в РФ (пр. Минспорта России № 325 от 24.10.2012 г.) и другими нормативными и локальными актами по вопросам физической культуры и спорта, издаваемыми государственными органами управления в пределах их компетенции.
1.3. В МБУ ЦСП «Альбатрос» культивируются следующие виды спорта: плавание, полиатлон, хоккей с шайбой, фигурное катание на коньках, шорт – трек.
1.4. МБУ ЦСП «Альбатрос» призван способствовать развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению высокого уровня спортивных результатов, самосовершенствованию, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению.
II. НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТЫ
2.1. Тренерским советом Центра определена направленность работы
учреждения на массовый спорт и спорт высших достижений.
2.2. Основная цель программы — формирование здорового образа жизни, привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
— профессиональное самоопределение;
— укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
— достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.
2.3. Цель программы достигается по мере решения в единстве следующих задач:
— обучение основам техники и широкому кругу двигательных навыков в избранном виде спорта;
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям избранным видом спорта и к здоровому образу жизни; воспитание морально-этических и волевых качеств;
– развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей); укрепление здоровья и закаливание; устранение недостатков физического развития.
2.4. Спортивная подготовка в ЦСП «Альбатрос» включает 4 этапа подготовки.
2.4.1. Этап спортивно-оздоровительный (СО). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).
На спортивно-оздоровительном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выполнение контрольных нормативов.
2.4.2. Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа 2-3 года.
На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Основные задачи подготовки:
— улучшение состояния здоровья и закаливание;
— устранение недостатков физического развития;
— привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям избранным видом спорта, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;
— овладение жизненно необходимых навыков;
— обучение основам техники и широкому кругу двигательных навыков;
— приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
— воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
— поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
2.4.3. Этап углубленной спортивной подготовки (УСП). Группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых спортсменов, проявивших способности к избранному виду спорта, прошедших необходимую начальную подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4-5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Основные задачи подготовки:
— укрепление здоровья, закаливание;
— устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
— освоение и совершенствование техники избранного вида спорта;
— планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств;
— формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;
— воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек и правонарушений.
2.4.4. Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в группах углубленной спортивной подготовки и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность этапа 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.
Основные задачи подготовки:
— повышение общего функционального уровня;
— постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;
- дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;
— формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.
III. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ЦСП «АЛЬБАТРОС»
3.1. ЦСП «АЛЬБАТРОС» комплектуется из воспитанников детских дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и других учебных заведений.
3.2. При поступлении в Центр должен учитываться минимальный возраст зачисления на отделение по видам спорта. На отделение плавания принимаются дети в возрасте 7 лет, фигурного катания на коньках, хоккею с шайбой – 6лет, на отделения шорт-трек - с 9 лет, полиатлон – с 9 лет. Разрешается зачислять в спортивно-оздоровительные группы с 4-6 лет, с переводом в группы начальной подготовки.
3.3. Перевод спортсменов на очередной этап спортивной подготовки (углубленной спортивной подготовки, спортивного совершенствования) производится при условии выполнения контрольных нормативов по ОФП, СФП, ТТМ и динамике роста результатов выступления на соревнованиях.
3.4. Спортсмены, не выполнившие требования для перевода на следующий этап подготовки, из центра не отчисляются, а переводятся в спортивно-оздоровительные группы на срок не более одного года спортивной подготовки.
При условии выполнения нормативных требований они могут быть восстановлены на тот этап подготовки, с которого были переведены в спортивно-оздоровительные группы.
3.5. В Центре устанавливаются следующие требования к уровню мастерства спортсменов:
- на этап спортивного совершенствования (СС) зачисляются спортсмены, выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд «Кандидат в Мастера Спорта» по плаванию, фигурному катанию, шорт-треку, полиатлону; в хоккее – I разряд.
Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. Перспективные спортсмены, не выполнившие требования, для перевода на следующий этап подготовки по согласованию с Учредителем могут быть оставлены на повторный курс обучения.
На этап углубленной спортивной подготовки (УСП) зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
На этап начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.
3.6. МБУ ЦСП «Альбатрос» самостоятельно устанавливает количество спортсменов на этапах подготовки, исходя из уровня подготовленности тренирующихся и с учетом периодизации процесса подготовки в пределах общегодового объёма часов.
IV. КОЛИЧЕСТВО СПОРТСМЕНОВ И РЕЖИМ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ МБУ ЦСП «АЛЬБАТРОС»
4.1. Количество спортсменов на этапах подготовки и режим тренировочной работы (на 47 недель)
Этап подготов-ки
|
Отделения |
Минимальный возраст для зачисления (лет) |
Минимальное и максимальное кол-во спортсменов (чел.) |
Недельный режим тренир. работы (максималь-ное кол-во ч.) |
Годовой режим тренир. работы (ч.) |
Спортивно-оздоровительный:
|
|||||
Весь период | плавание | 6-17 | 15 | 6 | 282 |
полиатлон | 8-10 | 15 | 6 | 282 | |
фигурное катание | 4-15 | 20 | 6 | 282 | |
хоккей | 4-7 (3 года) | 15 | 6 | 282 | |
Начальной подготовки: |
|||||
1 год | плавание | 7-8 | 15 | 6 | 282 |
полиатлон | 10-12 | 10 | 6 | 282 | |
фигурное катание | 5-7 | 15 |
(максимально 24) 6282хоккей715
(максимально 24) 62822 годплавание8-9149423полиатлон11-12109423фигурное катание6-812
(максимально 24) 8376хоккей812
(максимально 24) 94233 годплавание9149423полиатлон11-12109423фигурное катание7-910
(максимально 24) 9423хоккей910
(максимально24) 9423
Углубленной спортивной подготовки:
1 годплавание9-101211517полиатлон12-14810470фигурное катание8-108 (максимально 20) 9423хоккей1010 (максимально20)94232 годплавание10-111212564полиатлон12-14812564фигурное катание9-116 (максимально 20) 9423хоккей10-1210 (максимально20)94233 годплавание11-121014658полиатлон14-18614658фигурное катание10-125
(танцы и пары -6) (максимально 16) 12576хоккей11-1310 (максимально16) 125644 годплавание12-131014658полиатлон14-18616752фигурное катание11-13максимально 1614658хоккей12-1410 (максимально16) 146585 годплавание13-141016752полиатлон14-18618846фигурное катание12-14максимально 1616752хоккей13-1510 (максимально16) 16752
Спортивного совершенствования:
1годплавание14-15718846полиатлон14-18422 фигурное катание13-153-4
(танцы и пары -4)
(максимально 12) 18846хоккей15-17максимально 12188462 годплавание15-16620940полиатлон14-184241128фигурное катание14-163
(танцы и пары -4)
(максимально 12) 20940хоккей16-18максимально 12209403 годплавание16-176221034полиатлон14-182261222фигурное катание15-17максимально 12221034хоккей17-19максимально 12221034
Примечание: максимальный состав определяется с учётом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях.
4.2. Недельный и годовой режим осуществления тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по годам спортивной подготовки утверждается приказом директора.
4.3. Расписание тренировочной деятельности составляется и утверждается администрацией МБУ ЦСП «Альбатрос» по представлению тренеров, в соответствии с нормами СанПиНа, учётом возрастных особенностей занимающихся, времени обучения в общеобразовательных учреждениях.
4.4. Продолжительность тренировок определяется рабочей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями спортсменов, нормами СанПиНа и исчисляется в академических часах.
4.5. Рабочее время тренеров определяется в астрономических часах.
Продолжительность нормируемой части определяется в астрономических часах и включает проводимые тренировочные занятия 45 минут (академические часы) и 15 минут, отведённые на проведение воспитательной работы и работы, не связанной с проведением тренировочного процесса.
Время, отведённое на проведение воспитательной работы и работы, не связанной с проведением тренировочного процесса, может суммироваться и расходоваться в соответствии с планом воспитательной работы, правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.
Для групп СО и НП1 продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 минут.
4.6. Во время каникул и по окончании учебного года в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях и других учебных заведениях количество занимающихся может составлять до 50% имеющегося контингента при условии выполнения спортсменами плана спортивной подготовки на этот период по индивидуальному плану, при этом заработная плата тренеров сохраняется в полном объёме.
Примечания:
1. Недельный режим тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики спорта, периода и задач подготовки. Общегодовой объём тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с этапа углубленной спортивной подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.
2. При объединении в одну группу тренирующихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровнях спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов. А их количественный состав на этапе СС – 12 чел., УСП – 16 чел. (для занимающихся свыше двух лет) и 20 чел. (для занимающихся до двух лет), с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Год спортивной подготовки в ЦСП начинается с 1 сентября текущего года. Приказ о тарификации тренеров подписывается не позднее 25 сентября.
5.2. Тренировочные занятия проводятся по программам, допущенным Федеральным агентством по физической культуре и спорту, по плану спортивной подготовки, рассчитанному на 47 недель, по планам-схемам годичного цикла подготовки на 47 недель тренировочных занятий в условиях центра спортивной подготовки и спортивно-оздоровительного лагеря и 5 недель по индивидуальным планам спортсменов на период их активного отдыха. При наличии контингента спортсменов занятия с ними продолжаются и в летние каникулы.
5.3. Продолжительность одной тренировки на этапах спортивно — оздоровительном и начальной подготовки не должна превышать двух часов; углубленной спортивной подготовки – трех часов при не менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю. А на этапах подготовки, где нагрузка составляет 24 часа и более в неделю, — четырех часов, при двухразовых тренировочных занятий в день – трех часов.
5.4. Основными формами тренировочного процесса являются:
- Групповые тренировочные и теоретические занятия.
- Занятия по индивидуальным планам, заданиям.
- Участие в соревнованиях различного уровня, учебно-тренировочных сборах.
- Инструкторская и судейская практика.
- Пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях.
- Осуществление восстановительных, оздоровительных и профилактических мероприятий.
- Медико-биологическое обследование, профилактические мероприятия.
5.5. Показателями освоения программ спортивной подготовки являются:
— сдача контрольно-переводных нормативов по обще – физической подготовке (ОФП), специальной (СФП), технико-тактической подготовке (ТТП);
— выполнение разрядных требований, установленных для каждого года спортивной подготовки избранного вида спорта.
Результаты сдачи контрольно-переводных нормативов оцениваются по нормативам, утверждённым рабочими программами.
Прием нормативов в ЦСП осуществляется два раза в год: текущие – январь—февраль, контрольные – май, июнь.
Результаты приема нормативных тестов на этапах СО, НП, УСП и СС заносятся в протоколы и в конце каждого года спортивной подготовки тренеры делают обобщенный анализ уровня развития спортсменов.
5.6. Спортсмены могут быть отчислены за нарушение Правил внутреннего распорядка МБУ ЦСП «Альбатрос», за регулярные пропуски тренировок без уважительных причин, нарушение спортивного режима, невыполнение индивидуальных планов подготовки, неспортивное поведение, нанесение имущественного вреда учреждению.
При отчислении спортсменов на этапе спортивно – оздоровительном и начальной подготовки тренер может произвести замену выбывшего спортсмена в течение одного месяца.
По решению администрации разрешается на всех этапах подготовки производить замену выбывших спортсменов на спортсменов этого же этапа подготовки.
5.7. Нормативы оплаты труда тренеров за одного занимающегося (в процентах от ставки зарплаты с месяц) устанавливаются в следующих размерах:
Этапы подготовки занимающихся |
Период обучения |
Размер норматив в % от ставки за одного занимающегося |
||||
Группы видов спорта |
||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
||
Спортивно-оздоровительный | Весь период |
3 |
3 |
3 |
||
Начальной подготовки |
1 год подготовки
5
5
5
Свыше 1 года
10
9
8
Углубленной спортивной подготовкиДо двух лет
15
14
13
Свыше двух лет
20
18
16
Спортивного совершенствованияДо года
30
27
24
Свыше года
40
34
30
Виды спорта распределяются по группам в следующем порядке:
— I группа видов спорта – все виды спорта, включённые в программу Летних и Зимних Олимпийских игр (дисциплины), кроме игровых;
— II группа видов спорта, включённые в программу Летних и Зимних Олимпийских игр, а также виды спорта, имеющие спортивные и международные объединения и получившие признание Международного Олимпийского комитета;
— III группа видов спорта – все другие виды спорта (дисциплины), Включённые во Всероссийский реестр видов спорта.
Примечания:
1. Нормативы оплаты труда на спортивно-оздоровительном этапе повышается на 0,5% за каждые два года обучения занимающегося на этом этапе под руководством одного тренера.
2. При оплате труда по нормативам за одного занимающегося максимальный состав спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях.
3. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах от 6 (в секциях по хоккею и фигурному катанию – от 4 лет) до 17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохранения. Тренерам, привлечённым к работе с детьми раннего возраста, необходимо наличие квалификационной категории или специальных курсов повышения квалификации.
VI. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
6.1. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке, органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний.
Теоретические знания имеют определенную целевую направленность: вырабатывать у спортсменов умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировок.
6.2. Теоретический материал распределяется на весь период спортивной подготовки на СО этапе, на этапе НП, на этапе УСП, на этапе СС
СОДЕРЖАНИЕ
РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ГРУППАМ
СОНП-1НП 2НП-3УТ 1УТ
2УТ
3УТ
4УТ
5СС
1СС
2СС
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Физкультура и спорт в России1111111112222. История вида спорта (краткий обзор состояния и развития вида спорта в России) 1111111112223. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена1111111112224. Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений1111111112225. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж, оказание первой медицинской помощи 11111122226. Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки 11112112227. Основы методики обучения в тренировке (вид спорта) 11122228. Основы техники и тактики вида спорта1111112122339. Планирование спортивной тренировки 11112223310.Общая и спортивная специальная подготовка 11112222211.Волевая и психологическая подготовка 11122222212.Правила соревнований, их организация и проведение11111112212213.Оборудование и инвентарь, снаряжение и уход за ним 111212112214.Зачеты Итого часов /теория/:669121214161820242828
VII. ТРЕНЕРСКИЙ И МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
7.1. Медицинское обеспечение спортсменов осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2001г. №337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» и другими нормативными актами, принимаемыми федеральным органом управления в сфере здравоохранения.
7.2. Врач ГВФД, курирующий виды спорта, культивируемые в ЦСП, осуществляет медицинский контроль над состоянием здоровья спортсменов во время тренировочного процесса и в период соревнований. Спортсмены Центра не реже 2-х раз в год проходят медицинский осмотр специалистами физдиспансера, при наличии показаний – каждые 3 месяца.
7.3.Тренерский контроль включает показатели тренировочной и соревновательной деятельности (количество тренировочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов), исходный уровень состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей, и динамика этих показателей вносится в индивидуальную карту спортсменов.
7.4. Для определения исходного уровня и динамики общей физической подготовленности спортсменов Центра рекомендуется следующий комплекс контрольных упражнений: бег на 30 м; прыжок в длину с места; челночный бег 3×10 м; подтягивание в висе (юноши); сгибание-разгибание рук, в упоре лежа (девушки); бег на 300, 600,1000м (в зависимости от возраста занимающихся). Комплекс контрольных упражнений по специальной физической и технико-тактической подготовленности определяется программой по культивируемым видам спорта.
VIII. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
8.1. Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований.
Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
8.2. В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов спортивной подготовки.
8.3. Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков.
8.4. Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена.
8.5. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей. Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.
8.6. Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.
К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей (ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т.д.). Используя их в тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные возможности.
IX. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ
9.1. Тренировочный этап (до 2-х лет обучения) – восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и питания. Витаминизация.
9.2. Тренировочный этап (свыше 2-х лет обучения) – основными являются педагогические средства восстановления, т.е. рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и интенсивности функциональному состоянию организма спортсмена; необходимо оптимальное соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном тренировочном занятии, так и на этапах годичного цикла. Гигиенические средства восстановления используются те же, что и для УСП 1 и 2 годов спортивной подготовки.
9.3. Из психологических средств, обеспечивающих устойчивость психического состояния юных спортсменов при подготовке и участии в соревнованиях, используются педагогические методы: внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы. Из медико-биологических средств восстановления: витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна.
9.4. На этапе спортивного совершенствования с ростом объема специальной физической подготовки и количества соревнований увеличивается время, отводимое на восстановление организма. Дополнительными педагогическими средствами могут быть переключения с одного вида спортивной деятельности на другой, чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности, изменение характера пауз отдыха и их продолжительности.
На данном этапе подготовки необходимо комплексное применение всех средств восстановления (педагогические, гигиенические, психологические и медико-биологические). При этом следует учитывать некоторые общие закономерности и влияние этих средств на организм юного спортсмена.
X. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
10.1. Одной из задач ЦСП «Альбатрос» является подготовка спортсменов к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведении массовых спортивных соревнований в качестве судей.
10.2. Решение этих задач целесообразно начинать на этапе УСП и продолжать инструкторско-судейскую практику на всех последующих этапах подготовки.
Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий.
10.3. Спортсмены этапа углубленной спортивной подготовки должны овладеть принятой в виде спорта терминологией и командным языком для построения, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений; овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная часть. Овладение обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятия). Во время проведения занятий необходимо развивать способность спортсменов наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими спортсменами, находить ошибки и умение их исправлять. Занимающиеся должны научиться проводить разминку вместе с тренером, участвовать в судействе.
10.4. Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения спортсменов к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах, ведения протокола соревнований.
10.5. Во время обучения на этапе УСП необходимо научить занимающихся самостоятельному ведению дневника: вести учет тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрировать спортивные результаты тестирований, анализировать выступления в соревнованиях.
10.6. Спортсмены этапа спортивного совершенствования должны уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать технические приемы, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими спортсменами, помогать занимающимся младших возрастных групп в разучивании отдельных упражнений и приемов.
10.7. Спортсмены этапа СС должны
— самостоятельно составлять конспект занятий и комплексы тренировочных заданий для различных частей тренировки: разминки, основной и заключительной части;
— проводить тренировочные занятия в группах начальной подготовки и СО;
принимать участие в городских соревнованиях, в судействе в учреждениях спортивной направленности в роли судьи, секретаря.
10.8. Для спортсменов этапа спортивного совершенствования итоговым результатом является выполнение требований на присвоение звания судьи по спорту.